Little Walter.
Литтл Уо́лтер (англ. Little Walter, настоящее имя Мэ́рион Уолтер Дже́йкобс, англ. Marion Walter Jacobs; 1 мая 1930 — 15 февраля 1968) — блюзовый музыкант, певец, гитарист, исполнитель на губной гармонике.
Благодаря своей революционной технике игры на губной гармонике входит в один ряд с такими мастерами блюза, как Чарли Паркер и Джими Хендрикс. Его виртуозная игра и новаторство достигли высочайшего уровня выразительности и изменили представления многих слушателей о возможностях губной гармоники.
Вклад Литтл Уолтера в развитие блюза обеспечил ему место в Зале славы рок-н-ролла в категории «аккомпанирующий музыкант», он является единственным музыкантом, чья игра на гармонике заслужила такой высокой оценки.
Карьера
Впервые запись Джейкобса увидела свет в 1947 после работы в студии крошечного лейбла Ora-Nelle Бернарда Абрама в принадлежавшем последнему магазине Maxwell Radio and Records в центре торгового квартала Maxwell Street в Чикаго. Эти и некоторые другие ранние записи Уолтера, как и многие другие работы блюзменов той эпохи, во многом обязаны сильному влиянию стиля первопроходца блюзовой гармоники Сонни Боя Уильямсона I. Литтл Уолтер стал участником группы Мадди Уотерса в 1948, а к 1950 он записывался вместе с Мадди для Chess Records; его гармонику можно услышать в большинстве классических записей Уотерса, сделанных в начале 50-х. В качестве гитариста Литтл Уолтер также осуществил несколько записей на лейбле Parkway вместе с Мадди Уотерсом и Baby Face Leroy Foster (переиздавались в 1993 Delmark Records на CD под названием «The Blues World of Little Walter»), также с пианистом Эдди Уэром для Chess; он также работал с гитарой в студиях вместе с Мадди Уотерсом и Джимми Роджерсом.
Сольная карьера Джейкобса началась с записи для лейбла Checker Records, подразделения Chess, 12 мая 1952; первая же записанная песня стала хитом, на 8 недель возглавив хит-парад в музыкальном журнале Billboard — это была «Juke». Впервые лидером стала композиция с сольным исполнением на гармонике. Три другие работы Литтл Уолтера также попали в лучшую десятку Billboard: «Off the Wall» заняла восьмое место, «Roller Coaster» — № 6, и «Sad Hours» — № 2.
«Juke» обеспечила место Уолтеру на студии Chess на годы вперёд. С 1952 по 1958 Литтл Уолтер записал 14 песен, попавших в десятку чартов Billboard, включая два хита на первой позиции (второй — песня «My Babe» в 1955), достижение, которое не смогли повторить ни Мадди Уотерс, ни приятели по Chess Хаулин Вульф и Санни Бой Уильямсон II. Следуя примеру «Juke», многие синглы Уолтера 50-х годов представлены вокалом на одной стороне и инструментальной композицией на другой. Многие из исполненных им вещей представляют собой обработанные им или Вилли Диксоном более ранние блюзовые стандарты. В целом его игра отличается более современным и высоким темпом по сравнению с популярными мелодиями чикагского блюза тех лет, с ощутимым джазовым уклоном.
Джейкобс часто аккомпанировал на гармонике при записях таких знаменитостей Chess, как Джимми Роджерс, Джон Брим, Роки Фуллер, Мемфис Минни, The Coronets, Джонни Шайнс, Флойд Джонс, Бо Диддли и Шел Силверстайн. Его приглашали и другие компании для записи вместе с Отисом Рашем, Джонни Янгом и Робертом Найтхоуком (Ли Макколлумом).
Джейкобс страдал от алкоголизма и обладал на редкость вздорным характером. Это привело к снижению его популярности в конце 50-х. Он дважды совершал концертные туры в Европу — в 1964 и 1967 гг. (Долгие слухи о совместном выступлении в 1964 году с The Rolling Stones были опровергнуты Китом Ричардсом). Турне 1967 года, ставшее частью American Folk Blues Festival, оставило после себя единственную доступную ныне видеозапись Литтл Уолтера, аккомпанирующего Хаунд Дог Тэйлору и Коко Тэйлор во время телепрограммы в Копенгагене 11 октября 1967.
Наследие
Музыкальное наследие Литтл Уолтера грандиозно: историки блюза отмечают его как исполнителя, установившего стандарты игры на губной гармонике для блюза. Его влияние испытали практически все исполнители, играющие на 10-дырочной блюзовой гармонике — Джуниор Уэллс, Джеймс Коттон, Джордж «Harmonica» Смит, Кэри Белл, Биг Уолтер Хортон, Ким Уилсон, Род Пиацца, Уильям Кларк и Чарли Муссельвайт, а также музыканты, работающие в жанре блюз-рока: Пол Баттерфилд и Джон Поппер из Blues Traveler.
Инструментальная Juke 1952 года вошла в число 500 песен, сформировавших рок-н-ролл Зала славы рок-н-ролла, а 19 декабря 2007 была представлена в Зале славы Grammy Awards в качестве «примера музыкального шедевра, оказавшего значительное влияние на историю музыки»
Пять компакт-дисков со всеми известными записями Литтл Уолтера, сделанными для Checker Records между 1952 и 1967 годами, готовятся к выходу в марте 2009 на лейбле Hip-O Select.
#Blues#Chicago_Blues#harmonica#composer.